Как наточить цепь бензопилы в домашних условиях?

Поначалу кажется, что наточить цепь бензопилы самостоятельно – это нелегкий и трудоемкий процесс. Однако на самом деле эта процедура не сложнее, чем заточка обычного кухонного ножа. Правда потребуются для этого специально предназначенные затачивающие приспособления. Сейчас расскажу, что и как.

От чего тупятся цепи

Сначала разберем, отчего же собственно тупятся цепи.

Зубья цепи имеют специальную форму. У них есть две грани, находящиеся под определенным углом друг к другу. Верхняя грань работает как рубанок, сострагивая определенную толщину древесины, которая ограничивается специальным зубом, расположенным спереди по движению цепи относительно режущего зуба. Режущая кромка от верхней грани плавно закругляется к боковой. А внутри самого зуба образуется желобок, по которому вылетает срезанная древесина.

Ну и как любая режущая кромка любого режущего инструмента, кромка цепи бензопилы может затупляться как просто по естественным причинам из-за трения, так и при случайном проведении ею по не предназначенным для этого местам: грунту, гвоздям, саморезам, иным предметам, не являющихся деревом. Да и собственно дерево бывает разной плотности, поэтому и износ цепи на разной древесине происходит быстрее или медленнее. Особенно быстрому износу способствует старая древесина, например, та, которую получили при разборе много лет простоявшего деревянного дома.

Не стоит забывать и про качество стали, из которой изготовлена цепь. Недорогие цепи обычно делают из менее качественной стали, поэтому и время от заточки до заточки у них меньше.

При случайном пропиливании цепью бензопилы металла или камня нужно быть готовым к тому, что для хорошей заточки придется достаточно много слоя сточить с зуба цепи, так как его повреждения при таких случайностях бывают достаточно глубокими. При естественном же износе слой снимается совсем небольшой.

Как понять, что пора точить цепь

Если не точить цепь вовремя, это может привести к следующим проблемам:

  • Кривое пиление
  • Перегрузка двигателя
  • Перерасход бензина
  • Уменьшение общего ресурса бензопилы

При пилении тупой цепью происходят следующие вещи:

  • Застревание цепи в дереве
  • Стружка имеет мелкий размер
  • Требуется большое давлении на цепь, чтобы она могла пилить
  • Скорость пиления низкая

Если имеются такие признаки, то цепь затупилась. Но кроме наличия этих примет, можно также и визуально определить, затупилась цепь или нет – достаточно взглянуть на режущий зуб и его кромку.

Из чего состоит режущее звено цепи?

Перед правильной заточкой необходимо вооружиться теоретическим знаниями о строении цепи, узнать о ее частях, чтобы понимать, куда и что приложить для заточки.

Режущее звено состоит из следующих частей:

  1. Режущий зуб
  2. Верхняя грань
  3. Боковая кромка
  4. Рабочий угол
  5. Задний и передний скосы
  6. Ограничительный зуб

Рабочий угол имеет определенное значение относительно оси движения цепи. У цепей, предназначенных для пиления древесины поперек, он должен составлять 30 градусов, а для продольного – 10.

Ограничительный зуб, или просто ограничитель, нужен для того, чтобы задать уровень, на который будет погружаться режущий зуб в древесину. Он всегда ниже режущего зуба. Разница по высоте между ограничителем и режущим зубом в идеале должна составлять 0,68 мм. Максимально приблизиться к этому значению позволяет специальный шаблон. Однако я, например, всегда делаю это на глаз и цепь при этом пилит без проблем.

Ограничитель желательно стачивать при каждой заточке, чтобы цепь не теряла свою производительность.

Если ограничитель недостаточно сточен, то у бензопилы падает производительность, так как режущий зуб в таком случае захватывает недостаточно древесины. И наоборот, при слишком большом стачивании ограничителя происходит чрезмерно глубокое врезание режущего зуба в древесину, отчего повышается нагрузка на бензопилу, а также возникает дополнительная вероятность появления такого штуки, как обратный удар – это, когда из-за того, что режущий зуб на большой скорости так глубоко упирается в дерево, что застревает в нем и останавливается, а всей бензопиле передается отдача, что она летит в сторону оператора.

Поэтому для того, чтобы цепь в таком случае остановилась, и существует тормоз экстренной остановки, который затормозит ее, чтобы она, если и ударила бы оператора, то хотя бы не вращалась при этом. Ну а чтобы оператор совсем в итоге не пострадал, нужно работать в каске.

Какие основные углы имеет зуб цепи?

  • Задний угол верхнего лезвия – тот угол, под которым находится верхняя грань зуба по отношению к продольной оси цепи. Он задан изначально производителем и поменять его не получится, да и не нужно.
  • Передний угол.  Чем он круче, тем увереннее зуб входит в дерево, но при этом получает бОльшее сопротивление в ответ. Величина этого угла зависит от того, как вы заточите цепь.
  • Задний угол торцевого лезвия. Он влияет на то, насколько эффективно будет срезаться древесина сбоку от зуба. Тоже задается производителем и не меняется пользователем.
  • Угол в плане – это тот самый вышеупомянутый рабочий угол, который может менять пользователь в зависимости от того, хочет он пилить продольно или поперечно. 10 или 30 градусов соответственно. При этом для поперечного реза допускается варьировать угол от 25 до 35 градусов в зависимости от породы дерева, его твердости.

 

Как правильно точить цепь?

Обычная ручная заточка осуществляется круглым напильником. Его диаметр может быть 4; 4,8; 5,2; 5,5 мм в зависимости от шага цепи – 3/8P; 0,325; 3/8; 0,404 соответственно. Поэтому перед покупкой напильника необходимо узнать заранее, какой шаг у вашей цепи.

Напильник при заточке располагается таким образом, чтобы примерно одна пятая его часть выступала выше лезвия зуба. Это позволит сохранить необходимый для хорошего пиления угол атаки.

 

Ну и как говорилось выше, заточка осуществляется либо под 10, либо под 30 градусов. Поэтому напильник должен располагаться под одним из этих углов к продольной оси цепи при заточке. Затачивая просто напильником, выдержать эти углы сложновато, поэтому существуют специальные приспособления, которые помогут это сделать.

Вообще, изготавливая просто напильники для заточки цепей, производитель имеет в виду, что ранее пользователь уже покупал какое-либо приспособление для заточки, которое шло вместе с напильником, но теперь напильник износился и требуется новый. Нашим же людям зачастую трудно объяснить, что покупать просто напильник без приспособлений особо смыла нет. Многие надеются на свой глазомер, что в корне неправильно.

Какие же есть приспособления?

Приспособления для правильного расположения напильника при заточки цепи

Самое простое приспособление представляет из себя державку-шаблон, в которой крепится напильник. На этой державке есть специальные насечки в виде линий, которые при заточке необходимо держать параллельно продольной оси цепи. Цепь при этом с шины не снимается. Да, такой шаблон не обеспечивает четкой фиксации напильника, но все же позволяет наточить цепь с выдержкой максимально приближенного к необходимому значению угла заточки, по сравнению с напильником без державки.

 

Державку эту можно купить отдельно, а можно и в комплекте с плоским напильником, которым можно стачивать ограничитель, и шаблоном, позволяющим вымерить, насколько нужно этот ограничитель стачивать. Рекомендуется покупать именно полный набор.


Помимо выдержки нужного угла заточки, державка также позволяет удерживаться напильнику на нужной высоте, что, как говорилось выше, позволяет задать правильный угол атаки.

При заточке цепи напильником, ее не нужно снимать с бензопилы – точится прямо на ней. Процесс заточки представляет собой два-три движения от себя по режущему зубу. Когда напильник движется обратно к вам, он не должен ничего касаться, иначе завальцуется и не будет точить. При следующей заточке напильник лучше повернуть другой стороной к зубу, чтобы его износ происходил равномерно со всех сторон. Чтобы было удобнее точить, лучше сначала пройтись по зубьям одной стороны, а потом другой.

Нажимать на напильник нужно одинаково на каждом зубе, чтобы не было такого, что у вас одни зубья стали короче других. Разная высота зубьев приводит к неравномерности нагрузки на разные отрезки цепи при пилении, что может привести даже к образованию трещин на ней.

При стачивании ограничительного зуба шаблон накладывается сверху на цепь так, чтобы в его прорези находился один из этих зубьев. И затем по торчащему из прорези шаблона ограничителю проводят плоским напильником до тех пор, пока он не сравняется по высоте с шаблоном.

Существует также еще и другие приспособления для заточки цепи напильником. Здесь используется другой шаблон, который накладывается на цепь сверху, а в его прорези вставляется напильник. В данном случае угол получается выдержать еще более точно, так как напильник находится в предельно ограниченном пространстве и не может сместиться с нужного угла.

Заточка цепи станком

При сильном износе цепи, когда режущие зубья очень сильно отклонились от своей изначальной формы, произвести заточку просто напильником будет сложновато. Поэтому в такой ситуации лучше воспользоваться станком, который может быть ручным или электрическим.

На электрическом станке производить заточку наиболее благоприятно, так как он имеет ряд преимуществ:

  • Цепь всегда жестко стоит под нужным углом
  • Заточить все зубья можно так, чтобы они были абсолютно одинаковыми
  • Заточка не требует особых физических усилий от затачивающего

К минусам можно отнести разве что его относительно высокую цену по сравнению с ручными приспособлениями и станками. Однако она все равно не такая уж и высокая – за пару тысяч рублей можно спокойно купить подходящий для домашней эксплуатации станок.

Как точить цепь на электрическом станке, можно будет прочитать в инструкции к этому станку. Если говорить общими словами, то процесс выглядит так:

  • сначала нужно визуально на цепи найти самый изношенный режущий зуб
  • затем цепь устанавливается в специальную канавку на поворотном основании станка так, чтобы найденный самый изношенный зуб находился под заточным диском, и само основание нужно повернуть таким образом, чтобы зуб стоял к диску под требуемым вам углом, определить который поможет имеющаяся шкала в нижней части поворотного основания
  • затем специальный упор подводится к задней части этого зуба, при этом положение этого упора относительно заточного диска можно менять, вращая соответствующий барашек, и в итоге нужно его установить так, чтобы диск мог сточить с зуба ровно столько, чтобы полностью его заточить, но при этом не мог сточить слишком много
  • теперь нужно зажать цепь в канавке, чтобы она сидела в ней жестко, для чего поворачивается специальная ручка сбоку на канавке
  • далее, вращая уже другой барашек, нужно установить максимальную глубину погружения диска, чтобы не испортить основание цепи при заточке
  • теперь можно собственно начинать точить зуб — опускаем вращающийся диск на зуб, но не резко, а потихоньку, прикасаясь к нему и затем отводя диск от него, и так несколько раз, стараясь не перегреть металл зуба, пока диск не дойдет до основания
  • после заточки первого зуба, разжимаем канавку, двигаем под упор следующий зуб, смотрящий в ту же сторону (то есть, например, если первый зуб был правый, то и следующий тоже должен быть правый), точим его и так далее со всеми зубьями этой стороны, а после заточки всех зубьев одной стороны, нужно повернуть основание в противоположную сторону и заточить зубья другой стороны.

Ручные станки похожи на лучковые пилы. Только вместо пильного полотна здесь стоит напильник. Одни из таких станков ставятся прямо на шину с цепью без съема ее с бензопилы. Другие же ставятся стационарно, и цепь на них крепится примерно также как на электростанок. Процесс заточки будет напоминать заточку с обычным шаблоном под напильник, однако с ручным станком можно наточить все зубья так, чтобы они были полностью одинаковыми.

Заточка с системой PowerSharp

Данная система включает в свой комплект специальные цепь и шину, а также приспособление с точильным камнем внутри. То есть какую-либо другую цепь здесь заточить не получится, так как на цепях PowerSharp заточка зуба производится не с внутренней стороны, как у обычных цепей, а с наружной. Такие цепи не предназначены для профессионального использования, поэтому применяются только в быту. А для обычного любителя такая система будет просто спасением, так как не надо осваивать заточку другими приспособлениями, а достаточно произвести лишь простейшую процедуру. Она представляет из себя следующие действия:

  • Крепление приспособления PowerSharp на шину с цепью без съема их с бензопилы
  • Запуск бензопилы
  • Упирание приспособления для заточки специальной кнопкой в какой-либо предмет с легким надавливанием. Этой кнопкой к цепи подводится точильный камень.

 

После этих действий цепь затачивается за несколько секунд. Точить ею можно до тех пор, пока не износится точильный камень. Хватает его надолго, поскольку, как уже говорилось, одна заточка длится всего несколько секунд. Ну а после износа нужно будет просто купить новый точильный камень.

Вывод

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что произвести заточку самостоятельно может каждый, и это не потребует большого количества средств для приобретения затачивающих инструментов и приспособлений. Можно конечно просто отдавать цепь на заточку в мастерскую, но последняя, как правило, находится не близко, да и отдавать определенную сумму за каждую заточку даже при малейшем износе цепи – слишком расточительно. Поэтому точить цепь должен уметь каждый пользователь бензопилы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: