Правильное соотношение масла и бензина для бензопилы

Всем привет! В этой статье речь пойдет о правильном соотношении масла и бензина для бензопилы. Это, пожалуй, самое важное, что нужно знать при эксплуатации этого аппарата. Недостаток масла приведет к излишнему трению, а слишком большое его количество — к излишнему возникновению нагара и перегреву. В итоге и то, и другое приведет к быстрой поломке двигателя. Ремонт же может встать в полцены новой бензопилы.

Помимо правильной пропорции речь здесь пойдет и о других немаловажных вещах, которые позволят максимально долго прослужить вашей бензопиле — какой использовать бензин, какое масло лить, способы разведения, сроки хранения готовой смеси и др. — так что советую не бросать чтение статьи после раздела о пропорциях, так как далее тоже будет информация, которая вам пригодится.

Правильные пропорции

Итак, не буду долго ходить вокруг да около, а сразу перейду к цифрам. Наиболее распространенными пропорциями разведения являются 1:50 и 1:40. То есть на 50 или 40 частей бензина заливается одна часть масла. Для тех, кто не понял поясню еще подробнее. Берем один литр бензина и делим его на 50 или 40 соответственно. В итоге получаем нужное количество масла на один литр бензина. То есть один литр — это 1000 мл. 1000 мл делим на 50, получаем 20 мл масла. Делим на 40, получаем 25 мл. Именно столько масла и нужно добавлять в один литр бензина.

Но вы скажете, что не знаете, какая должна быть пропорция на вашей бензопиле. Что же, если вы потеряли инструкцию или в ней по каким-то причинам нет информации о пропорции, то можете воспользоваться следующими правилами:

  • если бензопила и масло от одного и того же бренда (к примеру, бензопила Stihl и масло Stihl), то разводите бензин с маслом в той пропорции, которая указана на масле (обычно это 1:50);
  • если бензопила и масло разных брендов, то соблюдайте пропорцию 1:40;
  • если бренд один и тот же, но на масле нет информации, то разводите в пропорции 1:40;
  • если вообще ничего неизвестно — ни марку бензопилы, ни масла вы не знаете -, то все равно разводите в пропорции 1:40. Главное только при этом знать, что масло точно подходит для двухтактных двигателей бензопил.

Если пила новая и проходит обкатку, то количество масла на первые три заправки топливного бака рекомендуется увеличить примерно на 20%. То есть пропорция 1:50 превращается в 1:42, а 1:40 в 1:33. Или 24 или 30 мл масла на 1 л бензина соответственно. Ну и замечу здесь, что кроме увеличения количества масла в топливной смеси, больше никаких обкаточных мероприятий с бензопилой проводить не нужно, если иное не указано в инструкции. То есть не надо, например, оставлять ее работать долго на холостом ходу или пилить не на полных оборотах, так как это приведет к ее перегреву и более быстрому выходу из строя. Пилите всегда только на максимальных оборотах. А после выработки трех баков топлива (имеется ввиду бак бензопилы) переходите к обычным пропорциям 1:50 или 1:40.

Но иногда бывает, что производитель указывает другую пропорцию, по сравнению с теми, что я привел выше. Например, 1:25 или 1:32. В таком случает нужно соблюдать именно эти пропорции. Хотя если вы о них знаете, то что вы забыли в этой статье? :-)

Какое масло использовать?

Масло, как уже говорил, должно быть для двухтактных двигателей. При этом оно должно подходить именно для бензопил, о чем указывается на его упаковке. Просто есть еще двухтактные масла, например, чисто для лодочных моторов или скутеров. Их применять не стоит, так как режим работы такой техники не такой напряженный, поэтому и требования к маслу несколько ниже.

При этом бывают масла, где указано, что они подходят как для бензопил, так и для лодочных моторов и скутеров. Такое масло использовать можно. А вот если оно только для лодочных моторов или скутеров — то нельзя.

Производители масел

Одно из самых лучших масел по общему признанию большинства специалистов производит фирма Stihl, та самая, которая и бензопилы делает тоже очень хорошо. Поэтому если у вас дорогая бензопила, то лучше не экономьте, покупая более дешевые масла.

Еще один серьезный мировой производитель бензопил — Husqvarna — также выпускает и одноименное двухтактное масло. Но многие пользователи отмечали, что при его применении на технике других брендов приводит к излишнему дымлению, и вообще бензопилы работают не в полную мощность. При этом сама техника Husqvarna работает на таком масле идеально. Поэтому если у вас бензопила Husqvarna, то и масло для нее покупайте такое же. Для другой техники лучше не брать.

Есть также известные мировые бренды, производящие разные мала, в том числе и двухтактные. Например, Ravenol. Масло таких производителей тоже можно покупать не опасаясь.

Есть масла, производящиеся в России. В принципе, они неплохи, если пила используется в бытовой эксплуатации. То есть оно конечно несколько снизит ресурс бензопилы, но в быту вы этого и не заметите, поскольку двигатель бензопилы в любом случае в в таких щадящих условиях эксплуатации служит многие годы. Для профессиональной же деятельности я не рекомендую брать такое масло.

Но самое главное — это не нарваться на поддельную продукцию. Дабы этого избежать, покупайте масло в надежных серьезных магазинах и торговых сетях, а не на каких-нибудь непонятных рынках.

Цвет масла

Масло для двухтактных двигателей бывает обычно красного, синего или зеленого цвета. На эксплуатационных свойствах это никак не сказывается. Краситель добавляется лишь для того, чтобы в дальнейшем вы не перепутали бензомаслянную смесь с чистым бензином и не залили ее куда-нибудь, куда ее не положено лить.

Минералка или синтетика?

Да, как и для автомобилей, для бензопил существуют как минеральные, так и синтетические масла. Из-за меньшей цены в большинстве случаев применяют минеральное масло. Однако синтетическое обеспечивает больший срок службы бензопилы, так как с ним на стенках цилиндра не остается нагара.

Но не стоит бояться минерального масла, если не удается достать синтетического. С ним хоть нагар и есть, но его не так много. Тем не менее, срок службы пилы с таким маслом будет несколько ниже (но не катастрофически).

Чего вот только точно нельзя делать, так это начинать использовать синтетическое масло после того, как ранее на вашей бензопиле длительное время (более 100 моточасов) использовалась минералка. Связано это с тем, что синтетика смоет накопившийся нагар и он кусками может попасть туда, куда не надо. Поэтому если начали изначально использовать минеральное масло, то и используйте только его.

Какой бензин использовать?

Бензин для современных бензопил лучше использовать АИ-92. 95-й лучше не применять. Во-первых, потому что пилы настраивают для работы именно на 92-м бензине. А, во-вторых, 95-й бензин получают путем добавления специальных присадок в бензин с меньшим октановым числом. А как говорят специалисты, это не есть хорошо.

В общем заливайте 92-й бензин и будет вам счастье. Только не запасайтесь им, так как при долгом многомесячном хранении его октановое число падает.

Вообще поговаривают (поговаривают!), что наши нефтеперерабатывающие заводы могут производить в чистом виде только 80-й бензин.  А вот уже его за счет присадок доводят до 92-го и 95-го. В 95-м естественно присадок больше. Так вот, при долгом хранении эти присадки «испаряются» и бензин снова становится 80-м. Правда это или нет — не знаю, но эту информацию я узнал еще в 2009-м году на одном из семинаров по сервисному обслуживанию бензотехники от главы сервисного отдела по России одного из производителей бензотехники. Если это и была правда, то может быть на сегодня (2018-й год) ситуация у нас улучшилась.

В любом случае покупать бензин лучше на проверенных заправочных станциях, где вы уже заправлялись и все было нормально.

Сроки хранения готовой топливной смеси для бензопил

Итак, чистый бензин хранить можно не очень долго, а готовую топливную смесь и того меньше. Некоторые производители указывают, что в разведенном состоянии допускается хранение до одного месяца.

Но специалисты рекомендуют хранить не более 8-10 дней.

Просто как только вы произвели смешивание, масло сразу начинает понемногу терять свои свойства. В итоге уже через несколько дней эта уже не та топливная смесь, что была изначально. Чего уж говорить о хранении более месяца.

Поэтому не готовьте смесь впрок. Готовить нужно столько, сколько вы собираетесь использовать на предстоящую работу. Сколько при этом нужно заготовить, может подсказать только опыт. Если у вас его еще недостаточно, то готовьте не более одного литра топливной смеси. Если его не хватит, то приготовите еще — это недолго. Если же останется, то это будет не такое большое количество, чтобы о нем сожалеть.

Хранить же готовую топливную смесь нужно в закрытой непрозрачной таре. Либо, если тара просвечивает, то ставьте ее в темное место. Тара должна быть бензостойкой. Например, не подойдут пластиковые бутылки из-под различных напитков («полторашки»). Их пластик разъедается бензином и вся эта гадость попадает в двигатель.

Можно применять специальные металлические или пластиковые канистры под горючие материалы. Либо просто использовать пустую канистру из-под любого использованного масла, предварительно несколько раз сполоснув ее изнутри чистым бензином. Стеклянные емкости тоже подойдут, но стоит иметь в виду, что их легко разбить.

Каким способом правильно разводить?

Цифры пропорций разведения не зря приведены с такой точностью. То есть не говорится, что «возьмите примерно такое-то количество масла». На глаз точную пропорцию не соблюсти, поэтому придется воспользоваться чем-то, что позволит отмерить точное количество масла и бензина.

В комплекте с некоторыми недорогими бензопилами идет обычно мерный бачок с рисками. Как правило, на нем несколько шкал для разных пропорций. Или одна, если производитель подразумевает, что этот бачок будет использоваться только с пилой, с которой он и идет в комплекте. На этой шкале должно быть две горизонтальные риски. Нижняя показывает уровень, до которого нужно налить бензин. Верхняя — уровень, до которого должна дойти смесь после добавления в бензин масла.

Для более точного отмеривания масла можно использовать медицинский шприц. Желательно не менее, чем на 20 мл.

В общем наливаете в мерную емкость бензин, добавляете отмеренное шприцом нужное количество масла и встряхиваете.

Приготовление смеси нужно делать обязательно в отдельной емкости, а не прямо в баке бензопилы. В противном случае масло, не успев разбавиться бензином, может попасть в карбюратор, что усложнит заводку, вплоть до необходимости снятия карбюратора и его прочистки.

Заключение

Что же, думаю это вся необходимая информация по топливной смеси для бензопил. Вооружившись ей, вы гарантируете себе долгий срок службы двигателя вашей бензопилы. Также у меня на сайте много другой полезной информации по бензотехнике и электроинструменту — можете почитать. А эту статью буду заканчивать — до свидания и долгих лет службы вашей бензопиле!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: